Проверка органами госпожнадзора нередко заканчивается выдачей акта об устранении выявленных нарушений. Предписание составляется на основании части 10 статьи 6 ФЗ 69 от 21 декабря 2012 года. Специалисты уверяют, что оставлять без внимания подобный документ нельзя ни в коем случае, поскольку предписание обязательно к исполнению. Если не уложиться в обозначенные сроки, то придется расплачиваться рублем: предусмотрены внушительные штрафные санкции.

Многим предпринимателям визиты ГНД хорошо знакомы. Существует документарная, выездная, (вне)плановая проверки ГНД. Каждая предусматривает собственный регламент проведения. Например, для документарной проверки руководитель обязан предоставить инспектору для ознакомления все бумаги, связанные с деятельностью фирмы, показать акты о предыдущих проверках (если таковыми были). Для одного типа проверки данного набора материалов вполне достаточно, чего не скажешь о выездном методе контроля. Здесь ситуация сложнее, поскольку инспектор ГПД сам выезжает на объект, чтобы лично провести осмотр помещений для выявления нарушений или недочетов.

Не согласиться с результатами проверки – право руководителя. В таком случае отечественное законодательство прописывает несколько способов решения спорных ситуаций. Рассмотрим возможные варианты обжалования предписания.

Правовая основа

КоАП РФ за несоблюдение требований ПБ предусматривает штраф для юридических лиц до 400 тысяч рублей, в особых ситуациях, когда нарушения серьезные, не исключена временная приостановка деятельности на срок до 90 суток. Учитывая столь строгие меры, когда предписания вынесены неправильно, имеет смысл их убрать. В отечественном законодательстве указана такая возможность: в статье 20 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года приведен список нарушений процедуры проверки. При их обнаружении можно говорить о том, чтобы снять претензии.

Снятие предписания в суде производится согласно порядку, прописанному в главе 22 КАС РФ или главе 24 АПК РФ. Процесс подачи заявления изложен в статье 218 КАС РФ, а процедура признания недействительным ненормативного правого акта оговаривается в статье 198 АПК РФ. Сначала разрешено обратиться с жалобой в надзорный орган.

Возможные нарушения при проверке ГПН

Не все руководители предприятий точно знают, как именно должно вестись обследование со стороны пожарной инспекции. Случается, что права юридического лица нарушаются. Поэтому важно понимать порядок, знать о допустимых действиях инспектора, и какие претензии, указанные в предписании необоснованны.

Руководителям целого спектра предприятий хорошо знакомы проверки ПБ контролирующими органами. Одна из должностных обязанностей сотрудников государственного пожарного надзора — периодические визиты на объекты. Людям на местах иногда стоит самим контролировать законность действий проверяющих.

Рассмотрим несколько распространенных примеров обжалования предписания. Во-первых, любая проверка, в частности, выездная, всегда начинается стандартно с предъявления служебного удостоверения личности инспектора. Если этого не было сделано, то можно потребовать показать документы или просто не реагировать на замечания. Во-вторых, проверяющий предоставляет бумаги, свидетельствующие о праве совершения процедуры, а именно – распоряжение о назначении выездной проверки, где указываются ее сроки, условия и перечисляется список инспекторов.

После предоставления документов руководитель предприятия должен предоставить беспрепятственный доступ проверяющих ко всем объектам, перечисленных в качестве предмета контроля.

На что инспектор не имеет права:

  • Каким-либо образом противодействовать руководителю предприятия следить за ходом проведения ГПД, то есть физически присутствовать. Стоит отметить, что это весьма распространенное заблуждение, когда начальник уходит и не видит, в чем в итоге заключается суть выданных предписаний. Руководителю, поскольку он несет персональную ответственность за ПБ, необходимо со всем вниманием следить за процедурой. Известны случаи, когда инспектора допускали серьезные недочеты, доказать факт которых после вынесения предписаний крайне непросто;
  • Спрашивать выполнение требований, выходящих за рамки в его компетенции, или которых нет в распоряжении;
  • Нарушать сроки проверки;
  • Распространять сведения, полученные в результате осмотра.

Когда процесс осуществления ГПН происходит с грубыми нарушениями, то юридическое лицо вправе начать процедуру по признанию результатов обследования недействительными и тем самым снять предписание.

Результатом проверки всегда выступает акт. Начальник предприятия вправе ознакомиться с ним, причем не только прочитать, но и обозначить в документе собственные уточнения относительно изложенного. Сразу соглашаться и подписывать вовсе не обязательно.

Когда в ходе обследования выявлены нарушения, то составляется постановление, в котором подробно излагается суть обнаруженных недочетов и то, что грозит должностному или юридическому лицу. Здесь же отображается срок, который дается на исправление выявленных нарушений.

Вторая распространенная ошибка руководителей предприятий – сразу соглашаться с предписанием. Законодательство РФ предусматривает процедуру обжалования вынесенного решения, которая способна уберечь юридическое лицо от уплаты внушительных штрафов или даже от приостановки деятельности, влекущей финансовые убытки.

Закон предусматривает обжалование результатов предписания в административном или судебном порядке. Рассмотрим каждый способ в отдельности.

Обращение в вышестоящую инстанцию (жалоба)

По закону надзорных орган или конкретный инспектор не может отменить «собственное» постановление. Однако, в поисках справедливости юридическое или физическое лицо вправе обратиться в организацию, наделенную большими полномочиями или к непосредственному начальнику должностного лица, составлявшего акт о проверке. Эти действия закреплены в статье 128 Кодекса административного судопроизводства РФ. Такой вариант считается внесудебным способом обжаловать предписание ГПН.

Статья 16 ФЗ 294 от 26.122008 года закрепляет право несогласия руководителя с составленным по результатам проверки ненормативного акта. Административный порядок урегулирование споров разрешает подать жалобу в течение 15 дней с момента получения документа о выявленных нарушениях. Аргументированные письменные возражения направляются в орган государственного контроля. Важно грамотно и четко обосновать свои претензии – это главное условие, необходимое для достижения положительного результата.

Процесс подачи жалобы изложен в Административном регламенте, утвержденным приказом МЧС России № 375 от 28 июня 2012 года. Необходимо понимать, что пока идет рассмотрение обращения, срок, обозначенный в предписании, «не замораживается» и не приостанавливается, следовательно, выявленные нарушения все еще требуют исправления.

После подачи обращения:

  • Заявления регистрируется – на это отводиться три дня;
  • Жалоба рассматривается в течение пятнадцати суток. Для принятия решения участие проверяемого субъекта не требуется, кроме исключительных случаев;
  • Итоги рассмотрения излагаются в письменном ответе, который выдается заявителю.

Обжалование в суде

Обращение к вышестоящему начальству не всегда приносит результат. Тому есть простое объяснение: второй инспектор редко признает ошибки первого, проводившего проверку. Вынесенное ранее решение остается без изменений. Специалисты советуют миновать данный этап и сразу обращаться в суд.

Предписания госпожнадзора относятся к ненормативным правовым актам. Процедура их обжалования отображена в Гражданском кодексе РФ. Подавать заявление можно:

  • В суд общей юрисдикции;
  • В Арбитражный суд, когда вынесенное предписание имеет отношение к предпринимательской или экономической деятельности.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность обжаловать предписание ГПН, когда данный акт незаконно возлагает обязанность или создает препятствия к ведению предпринимательской или экономической деятельности. Второе условие обращения к Фемиде – это незаконность составленного по итогам проверки документа или его несоответствие нормативно-правовым актам.

Законом допускается обращение в суд в течение трех месяцев, прошедших с момента составления акта проверки ГПН. Начало отчета, разрешенного для подачи заявления, времени – получение предписания должностным лицом. По истечении положенного срока также допускается обжаловать решение пожарного инспектора, однако, в таком случае придется доказать, что процессуальный срок был пропущен по уважительной причине.

Заявление в суд составляется на основании требований части 1 статьи 199 АПК РФ. Также в качестве приложения должна присутствовать заверенная копия предписания или его подлинник. Иногда ситуация требует дополнительных документов, перечь которых изложен в статье 126 АПК РФ. На данном этапе, чтобы не допустить ошибок и добиться отмены вынесенного решения, рекомендуется обратиться в специализированную фирму.

После составления и подачи обращения в Арбитражный суд заявитель обязан оплатить государственную пошлину в размере 200 р. для физического лица и 2 тысячи рублей – для юридического. Реквизиты размещены на сайте суда, куда составляется обращение.

Судебная практика

После рассмотрения жалобы судом выносится решение об отмене постановления либо об оставлении без изменений. Статистика показывается, что для трети обращений принимается положительное решение, а инспектор, проводивший проверку, привлекается к административной ответственности.

Распространенные причины для судебной отмены постановления:

  • Низкая значимость обнаруженных недочетов;
  • Присутствие нарушений в работе должностного лица, проводившего проверку, и иные несоответствия, способствующие неправильному порядку проведения обследования ПБ.

Судебная практика также показывает, что при составлении обращения стоит строго соблюдать все требования, в противном случае заявление могут вернуть или отказать в его рассмотрении. Поэтому стоит обратиться за консультацией к опытному юристу, причем, специалист должен хорошо разбираться в тонкостях ведения ГПД, чтобы быстро увидеть недочеты в составленном инспектором предписании, а также оформить документы согласно закону. Значительно повышает шансы на принятие судом положительного решения – приведенная в заявлении аргументация.